life is a test

Жизнь это испытание, экзамен
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  Вход  
Делитесь | 
 

 ЗАКЯТ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
АбуРамазан
Administrator


Пол: Мужчина
Сообщения: 15
Дата регистрации: 2010-09-04
Откуда: Волгоград

СообщениеТема: ЗАКЯТ   Вс Сен 12, 2010 3:33 am

ЗАКЯТ И ЕГО МЕСТО В ИСЛАМЕ

Кулиев Э. Р.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Закятом называется обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определённое время в соответствии с установленными правилами.
Закят является одним из пяти столпов ислама, без которых невозможно представить себе религию Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
"Соблюдайте намаз и выплачивайте закят". (Сура "Корова", аят 110.)
Аллах также сказал:
"Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне и
преданно, совершать обрядовую молитву, раздавать закят. Это и есть правая вера!" (Сура "Ясное знамение", аят 5.)
Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Ислам зиждется на пяти [столпах]: свидетельстве о том, что нет божества, кро-ме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц рамадан".
Несмотря на все это многие мусульмане сегодня не придают значения закяту и не выпла-чивают его в соответствии с порядком, установленным шариатом. А ведь всемогущий Аллах назвал братьями верующих только тех, кто совершает намаз и выплачивает закят. Он сказал:
"Если же они покаются и начнут совершать намаз и выплачивать закят, то станут вашими братьями по вере". (Сура "Покаяние", аят 11.)
Из этого аята видно, что тот, кто отрицает обязательность закята, зная о том месте, кото-рое он занимает в исламе, является вероотступником. А кто скупится выплачивать закят или выплачивает его не в полной мере, тот является грешником и заслуживает наказания. Поэто-му Правдивейший Абу Бакр во время своего правления принял решение сражаться с вероот-ступниками, отказавшимися платить закят, и все сподвижники поддержали его в этом.
Наказание за неуплату закята Всевышний Аллах сказал:
"А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обра-дуй мучительным наказанием. В тот День [их золото и серебро] будет разожжено в огне геенны и им будут заклеймены их лбы, и бока, и спины. Это - то, что вы сберегали для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!" (Сура "Покаяние", аяты 34-35.)
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк Мухаммад сказал:
"Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят, то он будет гореть в пламени геенны и для него будут уготовлены пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб. И продлится это, пока Аллах будет вершить суд над своими рабами в День, который равен пятидесяти тысячам лет, а затем Аллах определит его место ли-бо в раю, либо в аду".
Пророк также сказал:
"Если тот, кому Аллах даровал богатство, не выплачивает с него закят, то в Судный день пред ним предстанет плешивый двурогий змей. Он обовьётся вокруг его шеи, а за-тем возьмётся за углы его рта и скажет: "Я - твоё богатство! Я - твои сокровища!" Затем он прочёл: "Пусть те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, не считают, что это лучше для них. Нет, это хуже для них! В День воскресения они будут закованы в ожерелья из того, на что они скупились".
Посланник Аллаха также сказал:
"Если хозяин верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в День воскресе-ния самые крупные и тучные из них будут бодать его рогами и топтать копытами. Всякий раз, когда последний из них пройдёт по нему, к нему вернётся первый, и это про-длится, пока не свершится суд над людьми".


О ПОЛЬЗЕ ЗАКЯТА

Закят приносит мусульманской общине огромную пользу: Между богатыми и бедными устанавливаются теплые отношения, потому что люди по природе своей любят тех, кто делает им добро. Когда же нуждающиеся видят, что богатые и состоятельные люди не думают об их бедственном положении и не выполняют своих обязанностей перед ними, в их сердцах рождается злоба и ненависть к ним.
Бедняки получают возможность удовлетворять свои потребности и избавляются от необ-ходимости унижаться и просить о помощи и подаянии людей. Несостоятельные мусульмане освобождаются от тяжкого бремени долгов благодаря тому, что они погашаются из средств закята.
Попавшие в затруднительное положение путники на выплаченные мусульманами деньги получают возможность вернуться домой. Из средств закята оснащаются необходимым воен-ным снаряжением и амуницией бойцы, воюющие во имя распространения ислама, сокруше-ния неверия и установления справедливости.
Закят также можно расходовать для привлечения в ислам колеблющихся и сомневающих-ся людей, и в ответ на проявленную о них мусульманами заботу в их сердцах укрепляется твердая вера. Анас ибн Малик рассказывал:
"Некий мужчина обратился к Пророку с просьбой, и тот подарил ему овец, пасущихся [в лощине] между двумя горами. Он вернулся к своему народу и сказал: "О мои сопле-менники! Принимайте ислам, потому что Мухаммад раздает подарки, как человек, ко-торый не боится нужды". Воистину, были люди, которые приходили к Посланнику Ал-лаха только ради мирской выгоды, а уже вечером религия была для них милее и дороже, чем этот мир и все, что в нем".
Кроме того, закят приносит неисчислимую пользу самому мусульманину. Прежде всего, он выполняет повеление своего Господа и заслуживает Его милость. Всевышний сказал:
"...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выпла-чивает закят..." (Сура "Ограды", аят 156.)
Его душа очищается от скупости и алчности, о чем в священном Коране сказано:
"Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их". (Сура "Покаяние", аят 103.)
Мусульманин воспитывает в себе прекрасные качества, проявляет великодушие, состра-дание и заботу о нуждающихся. Посланник Аллаха сказал: "Над теми, кто милостив, смило-стивится и милосердный [Аллах], благословен он и велик! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе".
Человек обретает благословение Аллаха, который щедро возмещает ему за его пожертво-вания и умножает его богатство. Всевышний сказал:
"Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он - лучший из тех, кто дарует пропитание!" (Сура "Саба", аят 39.)
А Посланник Аллаха поведал нам о том, что "великий и могучий Аллах сказал:
"О сын Адама, делай пожертвования, и Мы одарим тебя:"" Посланник Аллаха также сказал: "Богатство не уменьшается от подаяний". Награда за творимые им благо-деяния многократно умножается, о чем всевышний Аллах сказал: "Те, которые расхо-дуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь ко-лосьев, а в каждом колосе - сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому поже-лает..." (Сура "Корова", аят 261.)
Закят, как и любое другое пожертвование, является свидетельством истинной веры и её подтверждением. Пророк сказал:
"Чистота - это половина веры, слова "хвала Аллаху!" заполняют чаши весов, слова "свят Аллах и хвала Ему!" заполняют то, что между небом и землёй, намаз - это свет, милостыня - доказательство, терпение - сияние, а Коран - это довод за или против те-бя. Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая её, либо приводя её к разрушению".
В Судный день мусульманин окажется в сени своих благодеяний. Посланник Аллаха ска-зал:
"Семерых Аллах укроет в Своей сени в День, когда не будет сени, кроме Его сени. Это - справедливый имам; юноша, который вырос в поклонении Аллаху; человек, сердце ко-торого привязано к мечетям; двое людей, которые возлюбили друг друга ради Аллаха и собираются и расходятся только ради Него; мужчина, которого позвала к себе знатная и красивая женщина [, предлагая ему согрешить с ней], а он ответил: "Я боюсь Алла-ха!" - и человек, который сделал добровольное пожертвование и скрыл его, так что его левая рука не узнала о том, что тратит правая, и человек, который в уединении поми-нает Аллаха, а его глаза слезятся".
Посланник Аллаха также сказал: В День воскресения человек будет пребывать в сени своих пожертвований до тех пор, пока не свершится суд над творениями
"".
Польза закята велика и отнюдь не ограничивается тем, что мы перечислили.


УСЛОВИЕ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ
Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал:
"Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их". (Сура "Покаяние", аят 103.)
А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвова-ния. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих пред-писаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал:
"Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле". (Сура "Покаяние", аят 54.)

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ
Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обя-занности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ
Имущество должно достичь облагаемого минимума, причем каждый вид имущества, с ко-торого полагается выплачивать закят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означает, что если у мусульманина есть золото, которого чуть меньше облагае-мого минимума, а также есть серебро, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не выплачивает с них закята.

ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ

Каждый правоверный обязан выплачивать закят с четырех видов имущества:
1. С ценностей: золота, серебра и бумажных денег. Всевышний Аллах сказал:
"А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обра-дуй мучительным наказанием". (Сура "Покаяние", аят 34.)
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал:
"Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскале-ны в адском пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами".
Под выплатой должного в этом хадисе подразумевается закят, так как в другой ривайе го-ворится: "Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят..."
Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег.
'Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати [золотых] ди-наров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год".
Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота. 'Али ибн Абу Талиб также рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дир-хемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов".
Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 граммам серебра. Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценно-стей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с зо-лота и серебра, носят общий характер. Этого мнения придерживались имам Ахмад (одно из двух его мнений) и Абу Ханифа. Кроме того, в хорошем хадисе сообщается, что Посланник Аллаха увидел женщину, которая надела два золотых браслета, и спросил ее:
"Ты выплатила за них закят?" Она ответила: "Нет". Он сказал: "Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя два браслета из огня?" Тогда женщина сняла их и сказала: "Я жертвую их Аллаху и Его Посланнику".
Жена Пророка 'Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха пришел в дом и увидел на ее руке серебряные украшения. Он спросил:
"Что это такое, 'Аиша?" Она ответила: "Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о Посланник Аллаха". Он спросил: "Ты выплачиваешь с них закят?" Она от-ветила: "Нет". Тогда он сказал: "Этого достаточно, чтобы попасть в ад".
Другая жена Пророка Умм Салама рассказывала, что она носила золотые украшения и спросила Посланника Аллаха:
"О Посланник Аллаха, считается ли это, что я собираю сокровища?" Он ответил: "Не считается, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят".
Несмотря на это, пять сподвижников Пророка - Анас, Джабир, Ибн 'Умар, 'Аиша и Асма - считали, что закят не выплачивается с тех украшений, которые человек носит или одалжива-ет близким. Этого же мнения были имамы Ахмад (второе его мнение), аш-Шафи'и и Малик. Они ссылались на слова Пророка: "Закят не выплачивается с украшений". Этот хадис - сла-бый, потому что в его иснаде есть неизвестный ученым рассказчик 'Афийа ибн Айуб и сла-бый рассказчик Ибрахим ибн Ауйб. Поэтому первое мнение в силу более убедительных ар-гументов является более предпочтительным и надёжным. Шейх Ибн Джибрин сказал, что закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учиты-вается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.
Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой посту-пок сам по себе является грехом.
Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. Кро-ме того, если у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, то он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свиде-тельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг. Тем не менее ученые ханбалитского толка считают, что в этом случае человек освобождается от закята, но первое мнение более сильное.
Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят.
2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал:
"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза". (Сура "Корова", аят 267.)
Всевышний также сказал:
"...и отдавайте должное во время жатвы..." (Сура "Скот", аят 141.)

ВЕЛИЧАЙШИМ ДОЛГОМ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫМ
С ЕГО БОГАТСТВОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЯТ

Посланник Аллаха сказал:
"С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что ороша-ется, - одна двадцатая".
Посланник Аллаха сказал:
"Зерна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж".
Ученые единодушны в том, что одна поклажа вмещает 60 са', поэтому облагаемый мини-мум продуктов земледелия равен 612 кг пшеницы либо др. продуктов хорошего качества. Взимается одна десятая часть урожая при поливе без участия человека (дождь, источник) или одна двадцатая при самостоятельном орошении. А при смешанном способе орошения взимается одна пятнадцатая часть урожая (7,5%).
Закят не выплачивается с зелени и овощей, так как Посланник Аллаха сказал:
"Пожертвование не удерживается с овощей".
Имам аш-Шафи'и, имам Малик, шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, Ибн Муфлих считали, что закят не выплачивается с меда. Они ссылались на высказывание Всевышнего:
"О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли:" (Сура "Корова", аят 267.)
А мед, как известно, не относится ни к первому, ни ко второму. Однако имам Ахмад счи-тал, что с меда надо выплачивать одну десятую часть, если его количество достигает десяти фараков, т.е. 62 кг. Абу Ханифа считал, что закят с меда выплачивается независимо от его количества. Но позднее его ученик Абу Йусуф согласился с тем, что у меда также есть обла-гаемый минимум. Это мнение в этом вопросе более достоверное, потому что в хорошем ха-дисе сообщается, что
"Посланник Аллаха в свое время с каждых десяти сосудов меда взимал один".
Кроме того, поступать так считал нужным 'Умар ибн аль-Хаттаб. Что касается даров моря (рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и т.п.), то, согласно одному из двух известных нам мнений имама Ахмада, с них также выплачивается закят, если их стоимость достигает облагаемого минимума. Но большинство ученых считает, что они не облагаются закятом. Ибн 'Аббас сказал: "Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море". Такого же
мнения был и Джабир.
3. С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов: недвижимости, скота, продуктов, напитков, автомобилей и другого имущества. Мусульманские ученые еди-нодушны в этом, и ссылаются на то, что Всевышний похвалил верующих, "которые выделя-ют долю имущества для просящих и обездоленных". Вне всякого сомнения, товары, предна-значаемые для торговли, входят в имущество человека, с которого он собирается получить доход, и отличаются от того имущества, которым он пользуется сам и с которого не
платит закят. Есть еще хадис Сумры, который сказал: "Посланник Аллаха приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать". Но этот хадис - слабый.
Облагаемый минимум товаров составляют товары, стоимость которых эквивалентна стоимости облагаемого минимума золота или серебра. По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость (с учетом даже тех товаров, которые взяты в долг,) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров, независимо от того, осталась их стоимость равна покупной цене, упала или возросла. Закят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п. Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учёт абсолютно всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них закят. Если же
подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить закят так, чтобы не испытывать угрызений совести.
Закят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих предметов, которые человек приобрел для индивидуального использования, потому что По-сланник Аллаха сказал: "Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и сво-его коня". Закят также не выплачивается с тех вещей, которые человек использует для зара-ботка, например, с автомобиля, который он использует как такси. Закят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но закят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владел этой суммой в течение одного года и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Закят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для продажи. Но если человек приобрел землю и построил на ней дом для своей семьи, а по прошествии года решил продать его, то участок земли и дом не облагаются закятом за прошедший год, потому в течении года хозяин не имел намерения продавать дом.
4. Со скота: верблюдов, коров, овец, коз. Скот должен быть молочным, племенным и паст-бищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался пастбищной травой в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то закятом он облагается только тогда, ко-гда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посред-ством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается закятом в соответствии с установленным законом. В этом случае закят выплачивается как с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.
Облагаемый минимум верблюдов - 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов - две овцы; от 15 до 19 голов - три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов - однолетка; от 36 до 45 голов - двухлетка; от 46 до 60 голов - трёхлетка; от 61 до 75 голов - четырехлетка; от 76 до 90 голов - две двухлетки; от 91 до 120 голов - две трехлетки; более 121 головы - три двух-летки; и далее с каждых сорока голов взимается двухлетка, а с пятидесяти - трёхлетка. Обла-гаемый минимум коров - 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включаю-щего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов - одну двухлетку; более 60 голов - две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов - двухлетка.
Облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, вклю-чающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов - две овцы; бо-лее 201 головы - три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца.
В качестве закята нельзя отдавать козлов, а также больных, истощённых, старых, беремен-ных и прожорливых животных, а также скот с физическими недостатками или изъянами.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ

Человек должен окончательно владеть имуществом, с которого он выплачивает закят. Ес-ли же он владеет им временно или условно, то оно не облагается закятом. Например, если хозяин дома сдает его в аренду, то он не выплачивает закят с арендной платы до тех пор, по-ка не получит ее, потому что дом может разрушиться и тогда он не получит денег, на кото-рые рассчитывал. Другой пример: человек дал 20000 долларов бизнесмену для того, чтобы он вложил их в дело и поделился с ним прибылью. Бизнесмен заработал 2000 долларов, из которых 1000 долларов принадлежит ему, а другая - человеку, внесшему вклад. Он должен выплачивать закят со своей 1000 долларов, но не должен этого делать с тех денег, которые находятся у него временно. Еще один пример: если человек дал деньги в долг тому, кто не в
состоянии вернуть долг, то он не выплачивает закят с этой суммы до тех пор, пока ему не вернут одолженные им деньги. Если же должник вернет ему долг, как только он попросит, то он должен выплачивать закят ежегодно, даже если деньги находятся у должника несколько лет. То же самое относится и к тем женам, мужья которых еще не дали им назначенный для них калым (мехр). Но следует помнить, что если мусульманин одолжил деньги человеку, который в течение 5 лет, например, был не в состоянии вернуть ему долг, а затем
вернул его, то он должен выплатить с него закят за один год в тот год, когда он получил деньги, а не ждать, пока они пролежат у него еще двенадцать месяцев. Этого мнения был имам Малик.
Если человек умер, не успев выплатить закят, то он обязательно должен быть выплачен после его смерти из всего оставшегося от него состояния до того, как оно будет поделено между наследниками. Этого мнения были имамы аш-Шафи'и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие. Говоря о том, как следует распределять наследство, Всевышний сказал: ":после вы-чета по их завещанию и выплаты долга". (Сура "Женщины", аят 12.) А закят является долгом человека перед Аллахом. Ибн 'Аббас рассказывал. что к Пророку пришел мужчина и
сказал: "О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?" Он спросил: "Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачи-вать его?" Мужчина ответил: "Да". Пророк сказал: "Долг перед Аллахом еще более заслужи-вает того, чтобы его выплатили".
Закятом облагается имущество сирот и потерявших рассудок, и это мнение разделяет большинство мусульманских богословов. Так считали 'Умар ибн аль-Хаттаб, 'Али ибн Абу Талиб, 'Аиша, 'Абдуллах ибн 'Умар, а также имамы Малик, аш-Шафи'и, Ахмад, Исхак и дру-гие. Ответственность за это ложится на их опекунов.
Но закятом не облагается имущество, которое мусульмане собирают для взаимопомощи и распространения религии, потому что оно не принадлежит определенному лицу. Также не выплачивается закят с денег, которые пайщики вложили в общее дело. Но это правило не распространяется на скот, принадлежащий нескольким лицам.





ПЯТОЕ УСЛОВИЕ

Закят выплачивается с имущества, которым человек владеет в течение целого года. Если имущество мусульманина достигло облагаемого минимума, то спустя один лунный год по-сле этого он обязан выплатить с него закят. Для этого следует выбрать какой-нибудь месяц, например, рамадан, и ежегодно в этот месяц подсчитывать свое облагаемое закятом имуще-ство и выплачивать с него закят. Если в течение года имущество, с которого мусульманин собирался в конце года выплатить закят, уменьшилось, так что его стало меньше
облагаемого минимума, то выжидаемый год прерывается, а когда оно вновь достигнет обла-гаемого минимума, то год должен отсчитываться заново.
Посланник Аллаха сказал: "Закят не выплачивается с имущества, которым человек не вла-деет в течение целого года". Исключением из этого общего правила являются:
Продукты земледелия, потому что Всевышний сказал: "...и отдавайте должное во время жат-вы..." (Сура "Скот", аят 141.) Поэтому закят с урожая выплачивается сразу после жатвы или сбора плодов. Потомство домашнего скота. Если число голов скота увеличилось незадолго до ежегодного срока уплаты закята, то закят выплачивается и с новорожденного скота.
Прибыль от торговли и бизнеса. При выплате закята не требуется, чтобы она пролежала у хозяина в течение целого года. Зарытые со времен невежества клады золота и серебра. На-шедший их должен сразу выплатить одну пятую часть в качестве закята, независимо от цен-ности клада (то есть даже если стоимость найденного клада невелика). Посланник Аллаха сказал: "С кладов следует выплачивать одну пятую". Если мусульманин нанял работника для того, чтобы он вырыл яму или колодец, а тот нашел на его земле клад, то этот клад принад-лежит нашедшему его работнику. Если же хозяин земельного участка знал о существовании клада и нанимал работника для того, чтобы тот раскопал его, то клад принадлежит хозяину участка.
Полезные ископаемые. Закят с них выплачивается в размере 2,5 % по мере добычи, как только стоимость добытого материала достигнет облагаемого минимума, эквивалентного стоимости облагаемого минимума золота или серебра.
Имам Ахмад считал, что закятом облагаются абсолютно все полезные ископаемые: золо-то, серебро, медь, железо, алмазы, изумруды, сурьма, нефть, сера и прочее. Имамы Малик и аш-Шафи'и считали, что закятом облагаются только золото и серебро. Все они были едино-душны в том, что каждый из добываемых материалов должен самостоятельно достичь обла-гаемого минимума.


РАСХОДОВАНИЕ ЗАКЯТА

Закят - это доля всевышнего Аллаха в нашем имуществе, и раздавать его можно только тем людям, кому велел раздавать его сам Аллах. В противном случае закят считается не дей-ствительным. Раздавая закят, мусульманин не должен искать для себя мирской выгоды, а должен строго повиноваться предписаниям Аллаха, который сказал:
"Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [пропо-ведуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Алла-ха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60.)
Всевышний Аллах в этом аяте выделил восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята:
1. Нищие - это нуждающиеся люди, обеспечивающие себя на половину собственных по-требностей или менее того.
2. Бедняки - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение нищих, поскольку они удовлетворяют свои потребности на 70-80%. О том, что нищие нахо-дятся в более тяжёлом положении, чем бедняки, свидетельствует высказывание Всевышнего Аллаха:
"Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, трудящимся в море". (Сура "Пещера", аят 79.)
Аллах назвал владельцев судна бедняками, хотя они и владели судном. Из средств закята нищим и бедным оказывается помощь в размере из годовых потребностей, так как закят со-бирается раз в год. Но если нет такой возможности, то можно обеспечить их существование и на меньший срок.
Обеспечение потребностей включает в себя обеспечение пищей, одеждой, жильём и всем необходимым для человека как без излишества, так и без скупости. Разумеется, потребности различаются в зависимости от эпохи, местности и самих людей. То, что достаточно человеку в одной стране, может быть недостаточным в другой. То, что было достаточно десять лет на-зад, может быть недостаточным сегодня. А то, что достаточно для одного человека, может
быть недостаточным для другого из-за большого числа иждивенцев, повышенных расходов и т.п.
Мусульманские учёные вынесли постановление о том, что необходимые потребности включают в себя также стоимость лечения, расходы, связанные с браком (для холостых), и необходимые учебники. Нищий или бедняк, получающий помощь из средств закята, должен быть мусульманином, не относиться к роду Хашима и их рабам, не быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать, а сюда относятся родители, дети и жёны, и не быть сильным и трудоспособным человеком. Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомки аль-'Аббаса, 'Али, Джа'фара, 'Акыля, Хариса ибн 'Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. К роду Посланника относятся и их рабы, потому что Про-рок сказал: "Рабы людей относятся к их роду:" Хашим был сыном 'Абд Манафа, у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и 'Абд Шамс. Закят не разрешается вы-плачивать только потомкам Хашима. Аль-Мутталиб ибн Раби'а рассказывал, что Пророк ска-зал: "Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это - нечистоты людей". Смысл этих слов в том, что закят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, то она растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается роду Пророка Мухаммада - самому славному человеческому роду. Между всеми мужчинами и женщинами этого рода должна равномерно распределяться одна пятая часть хумса. Хумс составляет одну пятую часть военных трофеев, которые делятся на пять частей. Одна пятая часть трофеев выделяет-ся на нужды мусульман, одна пятая - роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и по одной пятой - сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталиба имеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятую хумса, потому что вместе с родом Хашима поддер-живал Пророка, когда все остальные курейшиты бойкотировали его. Посланник Аллаха ска-зал: "Род аль-Мутталиба и род Хашима суть одно". Однако в наше время разрешается вы-плачивать закят в пользу представителей рода Пророка, потому что они лишены полагаю-щейся им одной пятой части хумса.
3. Те, кто занимается сбором и раздачей закята, - это люди, которых имам или его замес-тители назначили выполнять какую-либо работу, связанную с закятом, например, сбор, учёт, хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики, кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики и другие лица. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним здравомыслящим надёжным мусульманином, справляю-щимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и не нуждается.
4. Те, чьи сердца хотят завоевать, - это уважаемые старейшины, которых хотят обратить в ислам, или укрепить в них веру, или обратить в ислам их близких. Средства из закята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения их преследований.
Этой категории людей выплачивается определённая доля из средств закята для того, чтобы они благожелательно относились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Эти средства могут выплачиваться как неверным, так как Пророк передал часть трофеев, до-бытых в битве при Хунейне Сафвану ибн Умеййе; так и мусульманам, поскольку Пророк передал по сто верблюдов Абу Суфйану ибн Харбу, Ибн Хабису и Уйейне ибн Хисну.
5. На выкуп рабов - это средства, предназначенные для освобождения рабов и оказания помощи тем, кто заключил письменное соглашение о самовыкупе. Они также используются для освобождения мусульман из вражеского плена, так как это сходно с освобождение долж-ника от долговой кабалы, но выкуп пленника предпочтительней, поскольку его могут убить или заставить отказаться от мусульманской веры.
6. Должники - это люди, которые обязаны выплатить свои долги. Эти долги могут быть двух видов.
а) Когда человек взял деньги в долг в своих собственных интересах для достижения целей, разрешенных шариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, на свадьбу, лечение, строительство жилища или для приобретения необходимой мебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного по ошибке или небрежности чужого имущества. Таким образом, если должник в связи с бедностью не в состоянии выплатить свой долг,
который он взял для достижения целей, поощряемых или разрешаемых шариатом, то из средств закята ему выдаётся необходимая сумма. При этом должник обязательно должен быть мусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить свой долг. Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, а сам долг не должен быть
отсроченным до следующего года или позднее, и за его неуплату должник может попасть в тюрьму. Долг также не должен представлять собой задолженность по искупительным по-жертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказывать помощь из средств закята.
б) Когда человек взял деньги в долг в интересах другого, например, для прекращения вражды. Такой долг может покрываться за счёт закята, о чём свидетельствует хадис Кабисы аль-Хиляли, который рассказывал: "Однажды, возместив чужую задолженность, я пришёл к посланнику Аллаха, чтобы попросить его о помощи. Он сказал: "Подожди, пока не поступят пожертвования, и мы компенсируем из них твои расходы". Затем он сказал: "О Кабиса! Про-сить помощь разрешается в трёх случаях: когда человек возместил чужую задолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будут компенсированы его расходы; ко-гда кого-то постигло бедствие, в результате которого пропало его имущество, и ему также разрешается попросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человека постиг-ла нужда и бедность, что подтверждается тремя разумными членами его общины, и ему раз-решается попросить помощь, пока он не поправит своё материальное положение. Во всех других случаях, о Кабиса, просящий съест оказанную ему помощь несправедливо". Кроме того, разрешается выплачивать из закята долг умершего, так как не обязательно, чтобы вы-деленные из закята средства были вручены непосредственно самому должнику. Ведь Аллах предназначил закят не для самих должников, а для оказания помощи им.
7. На дела во имя Аллаха - эти средства раздаются добровольцам, которые не получают жалования от правительства, в том числе и вооруженным борцам за веру, находящимся в районах военного противостояния. Ими могут быть как бедные, так и богатые. Люди, зани-мающиеся благотворительной деятельностью, в этой категории не учитываются. Дела во имя Аллаха включают в себя понятие джихада в широком смысле этого слова - всеобщая идейная мобилизация, отражение атак идейных противников, отведение сомнений, вселяе-мых уклонившимися от истины грешниками, а также вредными и разрушительными тече-ниями, распространение полезной исламской литературы, стимуляция преданных искренних мусульман на противодействие проповеднической деятельности христианских миссионер
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 

ЗАКЯТ

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
life is a test :: В чем смысл жизни? (What is the purpose of life?) :: Вопросы и фетвы (Заключения мусульманских ученых, касающиеся актуальных проблем современности) :: Закят (выплата обязательного пожертвования нуждающимся)-